Программа "Логоритмика для малышей"

lfk.jpg

Движения могут заменить лекарства,

между тем как всевозможные лекарства,

вместе взятые, не могут заменить движения.

Тиссо (врач XVII b.)

Пояснительная записка

    С каждым годом растёт количество детей с различными нарушениями речи. Во многом это связано с нынешней современной обстановкой: слишком нестабильное     финансовое   время,     поэтому      родителям приходится много и подолгу работать, чтобы обеспечить своему ребенку достойную жизнь. В связи с этим у многих родителей просто не хватает достаточного времени, чтобы уделять много внимания своим детям.
         Плохая экология, замена натуральной продукции искусственными ингредиентами зачастую приводят к увеличению частоты общих заболеваний детей, в том числе и к нарушениям речевого развития, что зачастую ведет к социальной дезадаптации ребенка. И поэтому нам, педагогам, необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям   методы   и способы коррекции речи.
   Логоритмика   является наиболее     эмоциональным     звеном логопедической     коррекции, сочетающей исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных   способностей детей.

Поэтому, актуальной целью моей работы стало создание такого вида занятий, который, с одной стороны, исправлял бы нарушенные функции, а с другой - развивал функциональные системы ребёнка, и не давал возможности формироваться неречевым симптомам при речевой патологии.

Эта программа должна в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Необходимо найти такие приемы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации.

Именно этим требованиям отвечает система работы по логоритмике, которую я использую в своей практике. Её высокая эффективность определяется коррекционными возможностями данной системы занятий. Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов в ритме движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Она способствует воспитанию познавательной, волевой сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, памяти, выразительности движений, формирует музыкально-ритмическое чувство. Если рассматривать логоритмику с лечебной точки зрения, то она изменяет общую реактивность организма, повышает его сопротивляемость и неспецифическую устойчивость к болезням. Логоритмика позволяет разрушить патологические динамические стереотипы и формирует новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развит ию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, компл ексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциона­льную отзывчивость.

Логоритмическая непосредственная

образовательная деятельность (НОД).


НОД включает в себя здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика,   психогимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика). Логоритмические занятия способствуют воспитанию таких личных качеств, как: подражательность, активность, инициативность, самостоятельность, коллективизм; воспитанию волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки.

       Логоритмика - это система занятий, направленная на преодоление речевых нарушений и сопутствующих им неречевых проявлений у детей с речевой патологией путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Теоретической основой для построения системы работы по логоритмике выступает теория уровневой организации движений Н.А. Бернштейна. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой, представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требует от ребёнка собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональный (если процесс обучения вызывает заинтересованность и соответственно с этим эмоциональный отклик); образной - при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической - при осмыслении задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной - в связи с практическим выполнением заданий; произвольной - без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Таким образом, коррекционные логоритмические упражнения, с одной стороны исправляют нарушенные функции, а с другой – развивают сохранные функциональные системы ребёнка, то есть развивают речевую функциональную систему и неречевые процессы.

Объектом логоритмики является структура речевого дефекта, неречевые функции и речевые нарушения у детей с речевой патологией. Предметом - многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель логоритмики - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции речевых и неречевых психических функций и, в конечном итоге, адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды. Так, логоритмика служит цели нормализации двигательных функций и речи, объединяет как работу по коррекции моторики, так психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия.

Задачи логопедической ритмики определяется как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

1.        Оздоровительные:

  • укрепление костно-мышечного аппарата;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • формирование правильного дыхания;
  • формирование чувства равновесия и т.д.

2.        Образовательные:

  • формирование двигательных умений и навыков,
  • формирование пространственных представлений,
  • формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов,
  • развитие ловкости, переключаемости, координации движений и т.д.

3.        Воспитательные:

  • воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
  • воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т.д.

4.        Коррекционные:

•    выработка четких координированных движений во взаимосвязи с
речью;

  • развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
  • развитие пространственного праксиса, гнозиса;
  • систематическая работа по развитию психологической базы речи;
  • развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т.д.

Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения и неречевых процессов, комплексностью и поэтапной логопедической работы. Я учитываю возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса, праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить 2 направления:

  1. развитие, воспитание, предупреждение и коррекция неречевых процессов: слухового внимания и слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, общее оздоровление и укрепление организма, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма     в     движении,     воспитание     и     перевоспитание     личности;
  2. развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т.п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.

Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме:

I. Ритмическая разминка.

I I. Некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений.

  1. Упражнения для развития основных сторон внимания.
  2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
  3. Упражнения для развития чувства темпа и ритма.
  4. Упражнения для развития координации движений; упражнения на координацию речи с движением.

  1. Упражнения оздоровительного характера.
  2. Слушание музыки

V. Пение.

VI. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.

VII.  Упражнения для развития речевых и мимических движений.

VIII.  Игра.

IX. Заключительная ходьба или упражнения на релаксацию.

Каждое логоритмическое занятие включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, основные виды движения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).

Средства, используемые в логоритмике следующие:

  • ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание;
  • счетные упражнения;
    • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
    • упражнения, формирующие чувства музыкального размера или метра;
    • упражнения, формирующие чувства темпа;
    • ритмические упражнения;
    • пение;
    • игровая деятельность;
    • упражнения для развития творческой инициативы;
    • разнообразные виды движения;
    • творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы;
    • упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики,моторики рук, кистей, пальцев;
    • упражнения для развития мимики лица и орального праксиса;
    • игры с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным
    • cопровождением для развития просодии речи;
    • упражнения на реалаксацию;
    • этюды для развития воображения, творческих способностей;
    • упражнения на ориентировку в пространстве;
    • ритмико-гимнастические упражнения;
    • танцевальные упражнения;
    • упражнения на снятие напряжения и успокоения детей;
    • чтение стихов, сопровождающееся движением;
    • мимические упражнения;

  • логопедические упражнения;
  • разные виды массажей;
  • коррегирующая гимнастика;
  • игры на развитие и коррекцию дыхания, голоса;
  • пластические этюды.

Основные   принципы   логоритмики

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы - тесная связь движения с музыкой.

Следующий принцип предполагает обязательное включение речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексы песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего и т.п.

Опираясь на свежесть восприятия ребёнка, в первой части занятия даются музыкально-ритмические упражнения, которые направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки,   тормозных   реакций,   координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус, которые пронизывают все разделы занятия. По мере нарастания утомления идет переход ко второй части занятия: слушанию музыки и пению. Слушание музыки целесообразно проводить в середине занятия, чтобы дать возможность детям отдохнуть и подготовиться к игре.

Вслед за спокойным видом деятельности я перехожу к подвижной игре в целях разрядки, а также закрепления выработанных навыков. Заключительная ходьба, а также пластические этюды и релаксация нормализует дыхание, успокаивает детей, организует их для последующих занятий.

В планировании логоритмических занятий используется принцип концентрического наращивания материла по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем. Основа занятий может быть разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, элементы соревнования и т.д.

Следует отметить, что данный вид занятий (логоритмика) проводится мной 1-2 раза в неделю. Это фронтальное занятие со всей группой детей (10-12 человек), на котором обязательно ведется индивидуальная работа. Время занятия зависит от возрастной группы детей. Так, во II младшей группе - 15 минут, в средней группе - 20 минут, в старшей - 25 минут, в подготовительной к школе группе - 30 минут. Музыкальный руководитель подбирает и реализует музыкальное сопровождение занятия.

Для оценки эффективности оздоровительно курса занятий по логоритмике составляется карта индивидуального психомоторного развития ребёнка и групповой динамики проведенных оздоровительных занятий.

Для тог, чтобы оптимизировать коррекционный процесс и решить задачу оздоровления и здоровьесбережения, проводится анализ занимающейся группы детей по физическому, нервно-психическому статусу, по состоянию их опорно-двигательного аппарата в начале курса занятий и в его конце, констатируя произошедшие изменения. Эти данные оформляются в сводную таблицу.

По результатам диагностики определяется уровень психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительно-моторной или тонко дифференцированной координации и осуществляется планирование и построение коррекционного курса занятий.

Общедидактические принципы

1 принцип системности. Предопределяет последовательность изложения материала всего курса логоритмики, соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, определяют раскрытие тем курса и распределение материала. Систематичность и постепенность закладывается в непрерывности,   регулярности,   планомерности   коррекционного   процесса определенного для развития, воспитания и перевоспитания тех или иных функций при различных речевых расстройствах под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем.

2 принцип повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые динамические стереотипы. Необходимо сочетать усвоенное с новым.

3 принцип постепенности. Включение новых раздражителей в выработанный динамический стереотип следует производить без резких изменений при условии соблюдения постепенности.

4 принцип сознательности и активности Важно опираться на сознательное и активное отношение      ребенка к своей  деятельности. Самостоятельная активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимание цели и способа выполнения.

5     принцип наглядности обуславливает широкое взаимодействие показателей всех внешних и внутренних анализаторов. Любое познание начинается с чувствительной ступени, ребенок должен ощутить. При разучивании новых движений в целях той или иной коррекции нарушенных реакций. Принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного практического показа движений педагогом.

6    принцип доступности и индивидуализации. Предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных и двигательных возможностей. Одним из условий доступности являются преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий. Повышение требований тогда приводит к положительному результату, когда связанные с ними нагрузки посильны ребенку, не превышают функциональных возможностей организма.

7 принцип постепенного повышения требований. Определяет постановку перед занимающимся все более трудных новых заданий: двигательных, словесных, музыкальных. Переход осуществляется по мере закрепления формирующихся навыков.

Специфические принципы.

1 принцип развития предполагает учет таких параметров как развитие личности человека с речевой патологией, сохранных функциональных систем. Обуславливает одновременное осуществление умственного, нравственного, эстетического, сенсорного воспитания.

2 принцип всестороннего воздействия определяет общее влияние на организм.   Ритмические   и   логоритмические   средства   повышают   общую тренированность организма, совершенствуют нервно-рефлекторные механизмы регуляции.

3 принцип этиопатогенетический объясняет дифференциальное построение логоритмических занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства занятия по логоритмике по - разному целенаправленны при заикании, ринолалии.

4 принцип учета симптоматики. Определяет физические возможности людей с речевой патологией, ослабленность детей с заиканием, алалией, наличие параличей и парезов.

5 принцип комплексности. Предполагает связь с другими средствами медико-психолого-педагогического воздействия и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, муз. ритмические движения, праздники, развлечения, игра на муз. инструментах). Воспитательные задачи этих занятий разнообразны: это и музыкальное развитие детей - развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; также воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.

_ Такими средствами являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы - тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, инсценировок на заданную тему, драматизации с пением, команды водящего в подвижных играх.

Требования к проведению логоритмической совместной деятельности

  • М.Ю.Картушина рекомендует проводить логоритмические занятия 1-2 раза в неделю. На занятии должна быть атмосфера радости и доброжелательности.
  • Педагог должен создать детям условия для возникновения удивления, интереса и для выражения своих чувств, помочь каждому ребёнку обрести веру в себя, организовать ситуацию успеха, поощряя любые усилия с его стороны, радуясь его творческим находкам.
  • Упражнения логопедической   гимнастики рекомендуется выполнять сидя:   такое   положение   обеспечивает   прямую   осанку,   общее расслабление мышц тела.
  • Дозировка повторений одного и того же упражнения определяется с учётом характера и тяжести речевого нарушения. Все задания должны проходить без лишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
  • Каждое   занятие   должно       представлять       тематическую   и   игровую целостность.
  • Тематика     и         цели   должны         соответствовать         текущему     этапу
  • коррекционной логопедической работы (подготовительному, формирования произносительных умений и навыков).
  • Обязательное использование схем, графиков, рисунков, карточек, т.е. зрительных опор, способствующих формированию и развитию слухо-зрительно-двигательной координации.
  • Сотрудничество специалистов (логопеда, музыкального работника, воспитателя и психолога) в подготовке и проведении логоритмической совместной деятельности.

Данные требования реализуются следующими средствами:

  • ходьба, маршировка в различных направлениях, стихотворения с
    движениями;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус:

а)         общеразвивающие,

б)        коррекционные;

  • упражнения, активизирующие внимание;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения для развития музыкального слуха;
  • ритмические упражнения;
  • декламирование стихов;
  • игровая деятельность:

а)         игры на месте (статические),

б)         малоподвижные и полуподвижные,
в)     подвижные,

г)     сюжетные подвижные игры,

д)        игры с элементами спорта,

е)         игры-драматизации;

ж)        развитие творческой инициативы.

Использование наглядного материала:

  • Иллюстрации и репродукции.
  • Малые скульптурные формы.
  • Дидактический материал.
  • Игровые атрибуты.
  • Музыкальные инструменты.
  • Аудио - видеоматериалы.
  • Живые игрушки (преподаватели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
  • Коврики для проведения релаксации.
  • Техническое оснащение   занятий.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:

 

1.   Познание: занятия, наблюдения, игры.

2. Социализация: используются   дидактические, разучиваются различные танцы.

  1. Художественная литература, используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).
  2. Музыка, используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.
  3. Физическая культура, проводятся подвижные игры, развлечения, досуги.
  4. Коммуникация, овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Ожидаемые результаты:                                

В итоге проведённой логоритмической работы дети должны научиться:

  • позитивно себя ощущать;
  • применять умение ориентироваться в пространстве;
    • применять выразительность, уметь слышать и запоминать, а также иметь чувство ритма;
    • употреблять речевое дыхание и певческие данные;
      • пользоваться словотворчеством и оформлять речевое высказывание, владея правильным звуко-слоговым оформлением речи;
      • развить воображение и ассоциативно-образное мышление.

В практике коррекционно-развивающей работы музыкального руководителя разработаны и апробированы многие формы взаимодействия:

  • перспективное планирование коррекционной работы по музыкальному воспитанию с учетом ведущего дефекта, интеллектуального возраста воспитанников;
  • адаптация речевого материала, используемого на занятиях и утренниках;
  • использование музыкального материала в аудиозаписях на занятиях;
  • взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы.

Краткое содержание программы и пути её реализации:

Программа рассчитана на циклическое повторение 3-4 реабилитационных курсов в год (длительность каждого курса зависит от индивидуальной программы реабилитации на ребенка).

Курс логоритмики можно подразделить на три этапа. Г. А. Волкова рекомендует выделять их в соответствии с периодами логопедической работы по коррекции основного речевого нарушения — недоразвития основных компонентов речевой системы (ОБР III уровня по классификации Левиной). Каждый этап отличается задачами, содержанием, объемом усваиваемого детьми материала.

На первом этапе обращается много внимания на активизацию внимания и памяти, развитие двигательных умений и навыков, голоса, речевого дыхания, мимической и артикуляционной моторики, в занятия включаются упражнения на развитие чувства ритма, нормализацию мышечного тонуса.

На втором этапе на этой основе строится речевая работа: увеличивается количество упражнений на координацию слова и движения с музыкальным сопровождением и без него, с детьми разучиваются чистоговорки, потешки, сопровождаемые движениями. Дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах, вводятся упражнения на развитие творческой инициативы.

Третий этап завершает годичный коррекционный курс. На логоритмических занятиях проверяется уровень усвоенных музыкально-двигательных и речевых умений у всей группы и у каждого ребенка, определяются виды упражнений, которые детьми освоены полностью, и те, которые вызывают затруднения. На этом этапе в занятия включаются речевые игры с музыкальным сопровождением, творческие задания. В конце учебного года музыкальный руководитель показывают заключительное занятие, чтобы продемонстрировать родителям двигательные и речевые возможности детей.

Содержание непосредственно образовательной деятельности (НОД)

по логоритмике.

Логопедическая ритмика включает в себя:

  • ходьбу в разных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
    • упражнения, регулируюгцие мышечный тонус, активизирующие внимание;
    • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
    • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
    • ритмические упражнения;
    • пальчиковые, коммуникативные игры.

НОД по логоритмике включает следующие виды упражнений:

Ходьба. Ходьба - автоматизированный моторный акт, при котором четко координируются движения рук и ног. Она используется на каждом занятии, на протяжении всего курса как вводное упражнение. От занятия к занятию дети осваивают все более сложные виды ходьбы.

        Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Сначала дети осваивают ходьбу и маршировку по кругу в одиночку, парами и группами, ходьбу с обхождением препятствий. Затем вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа, с перестроением.

Упражнения на развитие дыхания. Эти упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания, достаточно продолжительного, сильного и постепенного выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Дыхательная   гимнастика   корректирует   нарушения   речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса - силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция - основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения - необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата - основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Упражнения на развитие мелкой моторики.   Эти упражнения, развивая движения пальцев рук,   их взаимодействие,   координацию,   способствуют развитию     артикуляционной     моторики.     Упражнения     проводятся     на музыкальном   материале,   позже   под   речевое   сопровождение,   движение, пальцев соответствует тексту.

Упражнения с предметами. Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушениями речи. Они направлены на развитие статической и динамической координации движений, развитие координации движений и речи, развитие точности и пластики движений. Разучивание движений происходит вместе с речью (текст произносят дети вместе с педагогом) в медленном темпе, по частям. Затем темп выполнения увеличивается. Используются гимнастические палки, ленты, обручи и мячи. Текст подбирается в соответствии с речевыми возможностями группы и этапом логопедической работы

Чистоговорки обязательны на каждой НОД. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.

Упражнения на развитие чувства темпа. Темп - это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включаются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего, отрабатываются два темпа движений - медленный и быстрый, затем водятся понятия «ускорение» и «замедление» темпа. У детей с нарушениями речи темп отрабатывается в упражнениях на построения и перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны, в два круга, в несколько кругов. При этом необходимо знать индивидуальный темп каждого ребенка.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучгае ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

Упражнения с элементами танцев. Упражнения способствуют развитию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма. Строятся на элементах классического танца (используются принятые в ней позиции рук и ног) и русского народного танца (каблучный шаг, тройной притоп, «веревочка», «ковырялочка»).

Заключительные упражнения. Эти упражнения приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Выполняются в конце логоритмического занятия. Используют разные виды упражнений: ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, несложные упражнения на статическую координацию движений, простые общеразвивающие упражнения.

Основные направления музыкального занятия

      1  направление - слушание музыки, направлено на развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, воспитанию потребности слушать музыку, активизирует эмоции, приучает сосредотачиваться в ответ на ее звучание, учит узнавать и запоминать   знакомые мелодии.

направление - пение, способствует активизации речевого развития и слухоречевого внимания, развитию у детей желания петь совместно со взрослым (пропевать слоги, слова, целые разы, подражая его интонации); воспитывает умение действовать     сообща   в   коллективе:   стараться одновременно начинать и заканчивать песню - не отставая и не опережая друг друга, петь с музыкальным сопровождением. В пении вырабатывается координация слуха и голоса, воспитывается последовательность и организованность речи. При подборе песенного материала должен быть учтен певческий диапазон ребенка: у детей 5-6 лет он составляет интервал от «ре» до «си» первой октавы, у детей 6-7 лет - от «ре» первой октавы до «до» второй октавы.

3 направление - музыкально-ритмические движения   и   танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, учатся предавать простейшие ритмические движения - ходить по залу, не мешая друг другу, двигаться по одному и парами, реагировать сменой движения на изменение характера музыки (маршевый, танцевальный, песенный, плясовой), выполнять элементарные движения с предметами (платочками, погремушками и др.), владеть простейшими танцевальными и образными движениями по показу взрослого, притоптывать ногами, пружинить на двух ногах, вращать кистями рук, помахивать одной и двумя руками, легко прыгать на двух ногах, идти спокойным шагом, выполнять движения, соответствующие   характеру и поведению персонажей. В процессе танцев у детей совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные   способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений.

4 направление - игры на музыкальных инструментах является составной частью музыкального занятия. В процессе совместной игры на музыкальных инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом, формируются чувство партнерства и произвольная организация собственной деятельности. Этот вид занятий развивает у детей музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма. В данный раздел также включены музыкально-дидактические игры, в процессе которых у детей развиваются слуховое внимание и восприятие, совершенствуется взаимодействие различных анализаторов.

Примерная структура логоритмического занятия:


1.Организационный момент. Включаются игры и упражнения, нацеленные на создание положительной мотивации и сосредоточение внимания детей.  

  1. 2.Основная часть. Артикуляционные упражнения под музыку и без нее; упражнения на развитие мышечного тонуса; слушание музыки; упражнения на развитие дыхания; упражнения на развитие слухового внимания, музыкального слуха, ритмического чувства, тонкой моторики; игры, развиваюие психические процессы.
  2. 3.Заключительная часть. Мимические и пантомимические этюды, игры на развитие творческого воображения, упражнения на восстановление дыхания, релаксационные упражнения.

Изучив разнообразие подходов к построению логоритмических занятий (Волковой Г.А., Микляевой Н.В., Якубович М.А., Пресновой О.В., Картушиной М.Ю., Лопухиной И.С. и др.), сделали вывод, что основной акцент ставится на определённые виды упражнений, которые универсально сочетаются и помогают достигать эффективности в коррекционной работе:

• Вводные - ходьба и маршировка. Ведется работа над дыханием, координацией движений, осанкой и т.д.

•  Общеразвивающие. Применяются для всестороннего воздействия на
организм.

• Активизирующие   внимание. Направлены на развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания.

• Регулирующие   мышечный   тонус.   Обучают   управлять   своими мышцами (расслаблять их или напрягать).

•   Ритмические.   Даются   в   форме   игр,   драматизации,   подражаний
движениям птиц и животных.

  • Игровые. Воспитывают инициативу, дисциплину, ловкость, чувство товарищества.
  • Заключительные. Направлены на переключение внимания на другую, предстоящую деятельность.

Требования к уровню подготовки воспитанников

Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа
1 Ритмично двигается в соответствии с характером музыки. Ритмично и выразительно двигается в соответствии с характером музыки, её жанром. Выразительно и ритмично двигается в соответствии с различным характером музыки.
2 Координирует свои движения с партнёром.

Отражает особенности музыкальной речи в

движении.

Владеет достаточным для своего возраста объёмом движений.
3 Двигается, не напрягая руки и ноги. Умеет двигаться под музыку легко, пластично. Владеет достаточным для своего возраста объёмом движений Обладает пластичными движениями.
4 Поёт протяжно, подвижно, передавая характер музыки Владеет достаточным для своего возраста объёмом движений. Поёт лёгким звуком, эмоционально передаёт характер мелодии.
5 Поёт с инструментальным сопровождением и с помощью взрослого. Поёт естественным голосом, протяжно, подвижно, согласованно. Берёт дыхание перед началом фразы и между музыкальными фразами.
6 Берёт дыхание между короткими музыкальными фразами Поёт с голосом взрослого и с инструментальным сопровождением. Поёт с музыкальным сопровождением и без него.
7 Умеет                 подыгрывать простейшие     мелодии     на ложках,             погремушках, барабане. Умеет                 подыгрывать простейшие       ритмические фигурации     на       ложках, барабане,         погремушках, металлофоне. Исполняет         простейшие мелодии     и       ритмические фигурации       на     детских музыкальных   инструментах в ансамбле.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. «Весёлая логоритмика» Е.Железновой.
  2. Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Л. Казанцевой, О.И.Крупенчук, А.В.Никитиной, Новиковской О.А., В.Т.Таран, Р.Л.Бабушкиной и других.
  3. «Логопедические распевки» Н.Г.Гавришевой, Н.В.Нищевой.
  4. «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т.В.Пятница.
  5. «Работа над ритмом в логопедической практике» Г.В.Дедюхина

ДИАГНОСТИКА

Способы проверки знаний, умений и навыков воспитанников

  1. Вводная диагностика - сентябрь.
  2. Итоговая диагностика - май.

Тесты для проведения диагностического обследования Обследование музыкальных способностей.

1. Выявление качества певческих умений:

Средняя группа - исполнить хорошо знакомую песню в сопровождении фоно.

Старшая группа - исполнить знакомую песню в сопровождении фоно, повторить индивидуально с частичной помощью взрослого.

Подготовительная группа - исполнить знакомую песню первый раз с помощью взрослого, затем без сопровождения. Исполнить песню коллективно.

2. Выявление качества музыкально-ритмических движений:

а) выполнение элементов танца:

Средняя группа - исполнить небольшой группой притопы одной ногой, хлопки в ладоши, кружение по одному.

Старшая группа - выполнить движения небольшой группой (поскоки, шаг с притопом, кружение парами).

Подготовительная группа - выполнить небольшой группой движения танца (выразительно, ритмично) - шаг польки, кружение на месте на поскоках.

б) создание музыкально-игрового образа:

Старшая группа - передать в движении образ кошки ("вся мохнатенька").

Подготовительная группа - исполнить музыкально-игровой образ в развитии. Игра "Кот и мыши" (действовать выразительно и согласованно с музыкой).

в) выявление качества приёмов игры на детских инструментах:
Средняя группа - подыграть на ложках, погремушках, барабане.

Старшая группа - исполнить простейшие ритмические фигурации на ложках, барабане, погремушках, металлофоне.

Подготовительная группа - исполнить простую попевку в ансамбле.

3. Выявление уровня ритмического слуха:

Средняя группа - прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести его на барабане (двухтактное построение).

Старшая группа - прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести хлопками (четырёхтактное построение).

Подготовительная группа - послушать мелодию (четырёхтактное построение) и отхлопать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей.

4. Выявление уровня звуковысотного слуха:

Средняя группа - определить высокий и низкий звуки в пределах сексты - "до"-"ля".

Старшая группа - определить высокий и низкий звуки в пределах кварты - "до"-"фа" (использовать металлофон).

Подготовительная группа - определить высокий и низкий звуки в пределах терции - "до"-"ми" (использовать металлофон).

Обследование неречевых психических функций.

1. Обследование слухового восприятия:

-  дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек;

-  определение направления звука;

-  восприятие и воспроизведение ритма.

2. Обследование восприятия пространственных представлений и наглядно-образного мышления:

-  ориентировка в пространстве;

-  ориентировка в схеме собственного тела.

Обследование состояния моторной сферы.

  1. Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп, активность, координация движений).
  2. Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости).
  3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, замедленность движений глазных яблок).
  4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объём, способность к переключению, замены):

-  движения нижней челюсти;

-  движения губ;

-  движения языка.

Обследование состояния экспрессивной речи.

1. Состояние дыхательной и голосовой функций:

-  объём дыхания;

-  продолжительность речевого выдоха;


- сила голоса;

- модуляция голоса.

2. Особенности динамической стороны речи:

-  темп;

-  ритм;

-  паузация;

-  употребление основных видов интонации.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

При построении занятий необходимо соблюдать некоторые условия:

-   занятия проводятся не реже 2-х раз в неделю;

-   каждый новый этап должен быть сложнее предыдущего;

- методы работы подбираются в соответствии со сложностью дефекта и возрастными возможностями детей;

-   на занятиях необходимо чередовать нагрузку на разные группы мышц;

-   на каждом занятии проводить релаксационные упражнения.

Слуховое внимание.

1.           Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала:
     бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную

игрушку.

  1. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) -
    впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: ----------- .. -

2-й элемент: - ..------------

3-й элемент: ------------ ...

4-й элемент: ...------------

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой - правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

  1. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

  1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям.

Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

точность движений,

темп движений,

координацию движений,

переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

  1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами - коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
  2. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
  3. Переключение от одного движения к другому.

«Игра на рояле» (пальцы 1-5,2-4, 5-1,4-2, 1-2-3-4-5,5-4-3-2- 1).

По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

перспективный план (1 год обучения)

Месяц Кол-во часов Тема занятия
1 сентябрь 1 Дудочка
2   1 Про то, как рыжий кот у бабушки живёт
3   1 Кот и пёс
4   1 Чудесное яблоко
5 октябрь 1 Яблонька
6   1 Как растили мы капусту
7   1 Заяц в огороде
8   1 День рождения зайчика
9 ноябрь 1 Домик для воробья
10   1 Домок - теремок
11   1 Приближается зима
12   1 Зимовье зверей
13 декабрь 1 Мельник и медведь
14   1 Медвежонок Мишутка
15   1 Серебряный ключик
16   1 Новогодняя ёлка
17 январь 1 Снеговик
18   1 Новогодняя ёлка в лесу
19   1 Помогите птицам
20   1 Кукла Аня
21 февраль 1 Новоселье куклы
22 1 Поезд игрушек
23 1 Парад игрушек
24 1 Иван Иваныч Самоварыч
25 март 1 У меня полно хлопот
26 1 Как козлик маму искал
27 1 Паровозик из Ромашково
28 1 Зайкина шубка
29 апрель 1 Храбрый цыплёнок
30 1 Мамы и малыши
31 1 Как петушок утро проспал
32 1 Прогулка в весеннем лесу
33 май 1 Дела много у зверей
34 1 Чей это домик?
35 1 Пароходик
36 1 Дуся ехала на дачу

перспективный план (2 год обучения)

Месяц Кол-во часов Тема занятия
1 сентябрь 1 Цыпленок и его семья
2   1 Как Цып и Цыпа свой дом искали
3   1 Белая козочка
4   1 У Кошки день рождения
5 октябрь 1 Лесные звезды
6   1 Зайка-огородник
7   1 Любимое кушанье
8   1 Дорога на мельницу
9 ноябрь 1 Верные друзья
10   1 Сказка про зайцев
11   1 Круглый год
12   1 Времена года
13 декабрь 1 Про мурочку-Мурысоньку
14   1 Мурка в город собирается
15   1 Как Мурочка Деда Мороза будила
16   1 Дед Мороз
17 январь 1 Снегурочка на новогодней елке в лесу
18   1 Волчья песня
19   1 Петушок
20   1 Лисичка со скалочкой
21 февраль 1 Петух да Собака
22   1 Бременские музыканты
23   1 Возьми меня с собой
24   1 А что у вас?
25 март 1 Вот так мастера!
26 1 Как стать большим
27 1 Даша и Маша
28 1 Горшочек каши
29 апрель 1 Как Мышонок стал трудолюбивым
30 1 Сказка про Бурого Мишку-вертушку
31 1 Чьи это ушки?
32 1 История о том, как мышата помогли Зайчонку свой дом найти
33 май 1 Красный фонарик
34 1 Колесо
35 1 Бычок - смоляной бочок
36 1 Коза-обманщица

ПЛАН РАБОТЫ ПО ЛОГОРИТМИКЕ НА 3 ГОДА.

Логоритмические занятия с детьми младшего возраста.

Календарно-тематический план работы с детьми 3-4 лет

(вторая младшая группа)

Месяц Тема занятия/ Лексическая   тема

Номер

занятия

1. Сентябрь « Моя Семья и детский сад» 1
2. Сентябрь «Моя Семья». Подарки огорода 2
3. Октябрь «Овощи». Золотая осень 3
4. Ноябрь «Осень». Магазин игрушек 4
5. Декабрь «Зима. Зимние забавы». Новогодний оркестр. 5
6. Декабрь «Новогодний праздник» 6
7. Январь «Зайкин дом». Одеваемся зимой 7
8. Январь «Зимняя одежда и обувь». Птичий двор. 8
9. Февраль «Папин праздник». День защитников Отечества 9
10. Март «Мамин день». Весёлые поварята. 10
11. Март «Посуда». Веселые работники. 11
12. Апрель «Кем быть?». Веселые работники. 12
13. Апрель «Кем быть?». Мы едем, едем, едем.... 13
14. Май «Транспорт» 14
15. Май «До свидания, Центр». Диагностическое обследование. 15

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ЛОГОРИТМИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА (СРЕДНЯЯ ГРУППА).

Месяц Лексическая   тема Номер занятия
1. Октябрь «Деревья» 1
2. Октябрь «Ягоды» 2
3. Ноябрь «Овощи» 3
4. Ноябрь «Фрукты» 4
5. Декабрь «Дикие животные» 5
6. Декабрь «Зима» 6
7. Январь      «Зимующие птицы» 7
8. Январь «Продукты» 8

Месяц Лексическая   тема Номер занятия
1. Октябрь Деревья 1
2. Октябрь Ягоды 2
3. Ноябрь Овощи 3
4. Ноябрь Фрукты 4
5. Декабрь Дикие животные 5
6. Декабрь Зима 6
7. Январь      Зимующие птицы 7
8. Январь Продукты 8
9. Февраль Наземный и воздушный транспорт 9
10. Февраль Водный транспорт 10
11. Март Профессии. Работники детского сада. 11
12. Март Профессии. 12
13. Апрель Домашние животные 13
14. Апрель Домашние птицы 14
15. Май Перелетные птицы 15
16. Май Диагностическое обследование. 16

 

перспективный план ПО ЛОГОРИТМИКЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА. (Старшая группа)

Месяц Лексическая   тема Номер занятия
1. Октябрь У бабушки в деревне (Овощи и фрукты) 1
2. Октябрь Путешествие в осенний лес. 2
3. Ноябрь Дикие животные наших лесов. 3
4. Ноябрь Наши пернатые друзья. 4
5. Декабрь Зимние забавы. 5
6. Декабрь Снежная баба. М.Ю. Картушина 6
7. Январь Сказка о Маше - растеряше (Одежда) 7
8. Январь Встреча с Федорой (Посуда) 8
9. Февраль А что у вас? (Профессии) 9
10. Февраль Поездка по городу (Транспорт) 10
11. Март Путешествие в Простоквашино (домашние животные) 11
12. Март Дни недели 12
13. Апрель В гостях у братцев Тик и Так. 13
14. Апрель Прогулка в зоопарк. 14
15. Май Волшебный мир цветов. 15
16. Май Диагностическое обследование. 16

 

В практике коррекционно - развивающей работы музыкального

руководителя разработаны и апробированы многие формы взаимодействия:

  • перспективное планирование коррекционной работы по музыкальному воспитанию
  • с учетом ведущего дефекта,   интеллектуального возраста воспитанников;
  • адаптация речевого материала, используемого на занятиях и утренниках;
    • использование музыкального материала в аудиозаписях на занятиях;
  • взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы и т.д.