Рабочая программа "Вместе с мамой"

   

УТВЕРЖДАЮ:

директор государственного казенного учреждения социального обслуживания Московской области «Наро-Фоминский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сказка»

 Е.С. Константинова

«   11     »            января           2019 г.

                                       м.п.

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Наро-Фоминский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сказка»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ВМЕСТЕ С МАМОЙ»

(сенсорное развитие для детей 1-3 лет

с использованием Монтессори-метода)

Разработчик программы – Белокурова Т.Ю., заведующий отделением психолого-педагогической помощи

Пояснительная записка

 Занятия дают ребенку безграничные возможности для развития его способностей, а родителям возможность лучше узнать своего малыша.

Программа помогает ребенку легко и с удовольствием развивать:

Доверие к миру (прочь страхи, капризы, агрессия)

 Самостоятельность (сам пересыпаю, переливаю, сортирую, играю, разговариваю)

Познание (учусь думать руками, учусь исследовать мир, развиваю все органы чувств)

Движение (осваиваю свое тело, учусь ловко и координировано двигаться)

Программа помогает родителям:

избавляться от иллюзий и предубеждений, узнавать законы детского развития, понимать своего ребенка, уметь играть, разговаривать, наслаждаться общением с ребенком.

Занятия по данной программе включают: игры на развитие крупной и мелкой моторики, игры с песком, крупой и водой, рисование, лепка из пластилина, подвижные игры, песенки, потешки и прибаутки, игры на детских музыкальных инструментах.

Ранний возраст (с 1 года до 3 лет) является важнейшим стартовым периодом в жизни человека.

 С точки зрения обучения и развития маленькие дети обладают большими, далеко ещё не изученными, в полной мере возможностями. Не случайно в этот период закладываются основы для становления целенаправленного восприятия, основных форм мышления, высокой речевой активности. Именно поэтому развитие ребенка в раннем детстве должно быть максимально организованным и целенаправленным.

Развивающая программа:

* способствует постепенному вхождению ребёнка в детскую группу;

* решает задачи умственного, нравственного, социального развития ребенка раннего возраста;

* способствует развитию таких его личностных качеств, которые потребуются ему в учебной деятельности, труде, общении с людьми.

* способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми;

* помогает родителям осознать важность раннего периода детства как базовой ступени развития личности ребёнка;

* обогащает воспитательные умения родителей, повышает их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Все занятия с детьми проводятся в детско-родительских группах при непосредственном активном участии родителей или лиц, сопровождающих детей (бабушка, няня). Присутствие родителей в группах обусловлено рядом причин:

1. Ребенок раннего возраста психологически неотделим от матери, поэтому присутствие близких позволяет ребенку испытывать необходимые ощущения безопасности, комфорта и поддерживает в нем чувство уверенности.

2. Присутствие родителей позволяет наблюдать характер детско-родительских взаимоотношений и поддерживать или корректировать педагогам их стиль общения.

3. Родители, присутствуя на занятиях, знакомятся с возрастными нормами развития, с организацией игровой деятельности ребенка, с приемами, позволяющими привлечь и удерживать внимание ребенка на выполняемой деятельности, что повышает их уверенность в собственных педагогических возможностях

Цель программы: коррекция и развитие психических процессов и функций у детей раннего возраста, накопление разнообразного сенсорного опыта.

На основе принципа методики Марии Монтессори и особенностей развития детей, имеющих проблемы в обучение я выделила следующие задачи:

- Развивать зрительное восприятие цвета, умение выделять нужный цвет, сличать, называть основные цвета, классифицировать предметы по цвету.
- Развивать умения практической ориентировки на величину предмета, учить  сравнивать по величине предметы между собой.
- Развивать умение ориентироваться на форму предмета.
- Развивать координацию движений, общую и мелкую моторку.
- Обогащать словарный запас детей, повышать речевую активность.
Учитывая, поставленные задачи сенсорного развития, пространство для данных детей организовано следующим образом:

Зона сенсорного развития

Зона развития мелкой моторики

Зона упражнений с водой

Зона продуктивной и изодеятельности

Зона упражнений с песком

Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей и перехода от действий к деятельности.

Актуальность, перспективность, практическая направленность.

Состояние психологического здоровья детей раннего возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который прямо или косвенно включен в решение стратегических задач региональной образовательной политики, что, несомненно, указывает на актуальность обозначенной темы. Проблематика развития детей раннего возраста все чаще встречается в запросах родителей и воспитателей на консультативных приемах у психолога. С каждым годам растет процент детей имеющих отставание от нормы в сенсомоторном, речевом развитии. Для того, чтобы предупредить дальнейшее отставание в сенсорном развитии, скорректировать формирующиеся в данном возрасти основные психические процессы у детей, возникла необходимость в разработке и реализации коррекционно – развивающей программы.

Адресат: Дети от 1-3 лет.
Продолжительность курса: занятия по 15-30 минут периодичностью 2 раза в неделю.
Ожидаемые результаты реализации программы
Итоговый результат: 
— повышения уровня развития восприятия цвета, умения выделять цвет как признак предмета, сличать цвета  
— повышения умения узнавать и называть основные цвета
— повышение уровня практической ориентации в величине предмета

- повышение уровня представления о форме
- повышение уровня развития целостного восприятия предметной картинки, анализ образца.
Промежуточный результат: 
- повышение речевой активности детей, обогащение словаря.
— повышение уровня развития мелкой и крупной моторики у детей.
— повышение уровня восприятия формы предмета.
— развитие психических процессов: памяти, мышления, восприятия, речи.

Перспективный план

Сентябрь

1-2

3-4

 Диагностика

Осень

1. Учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями, один, много, ни одного.

 

2. Активизация ощущений, развития умения различать на ощупь мокрое и сухое.

3. Развитее мелкой моторики пальцев рук.

 

4. Учить дифференцировать предметы по величине (большой, маленький).

Игра:

«Грибы на поляне».

Подвижная игра:

«Собери грибы»

Игра:

«Сухой-мокрый».

Занятие: «Выкладывание дорожки в осеннем парке».

Подвижная игра: «Листопад»

1

1

1

1

Октябрь

1-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-4

Фрукты- овощи

 

1.Формировать интерес к рисованию, учить рисовать красками, знакомство с красным цветом.

2. Формировать умение практически выделять два цвета, (красный и жёлтый), развивать координацию движения рук под зрительным контролем.

 3.Обогащение знаний об овощах. Обогатить тактильный опыт.

4. Развитие мелкой моторики, координация движения.

 

1. Развитее мелкой моторики пальцев рук, координации движений. Различать предметы по величине, (большая, маленькая).

 

2. Изучение понятий «большой», «маленький». Развитие мелкой моторики, выполнять простые действия с предметами (открывать, закрывать).

 

3. Развитие оптико-пространственной функции, умение ориентироваться на  плоскости.

 

4. Формировать интерес к конструированию, учить действовать со строительным материалом.

Игра:

«Консервируем помидоры».

 

 

Игра: «Сушка фруктов».

 

 

 

 

 

Игра: «Подарки с грядки», «Собери урожай».

 

Игра с бумагой: «Сеньор помидор».

Игра: «Соберём бусы для мамы».

 

Игра: «Матрёшка».

 

 

 

 

 

Игра: «Наш дом»

 

 

Занятие: «Дорожка к дому».

1

1

2

1

1

1

1

1

Ноябрь

1-2

3-4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Птицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игрушки

1. Формировать способ действия – отщипывание.

 

2. Знакомство с принципом разделения (сортировки) по категориям в зависимости от свойств, учить брать мелкие предметы щепотью.

3. Развивать речевой слух.

 

4.Дальнейшее развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания), выработка умения выкладывать по образцу.

1. Развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки.

2.Формировать способ действия: раскатывать пластилин между ладонями.

3. Развитие мелкой моторики, координации «глаз- рука».

4. Вызвать интерес к свойствам предметов, к овладению способами выявления этих свойств.

Игра с пластилином: «Крошки для курочки»

Игра: «Заготовим корм для птиц».

 

 

 

 

 

Дидактическая игра: «Кто как кричит».

Игра с мозаикой: «Курочка с цыплятами».

 

 

 

Игра: «Собери пирамидку».

 

 

 

 

 

Игра с пластилином: «Мячи для котят».

Игра: «Сделаем погремушку».

 

 

Игра: «Опусти игрушку в свой домик».

 

1

1

1

1

1

1

1

1

Декабрь

1-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-4

Домашние животные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Праздник ёлки

1.Формирование координации движений указательного и среднего пальцев.

2.Развивать слуховое внимание, различать на слух голоса животных.

3.Познакомить с плоскими   геометрическими фигурами – кругом, квадратом, треугольником, учить подбирать нужные формы разными методами.

4.Развивать умения удерживать клубок в одной руке, выполнять специфические действия – наматывать нитку на клубок.

1. Совершенствование мелкой моторики, развитие зрительного внимания и пространственной ориентации.

2.Дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие трёх пишущих пальцев.

3. Формирование контроля за мышечными ощущениями, обрабатывание ритмичности в выполнении действий (сильное - слабое надавливание указательным пальцем на шарик).

4. Формировать согласованность движений обеих рук, пинцетный и щипковый захват, сортировать предметы по цвету (синий – зелёный).

Игра: «Следы на пластилине».

 

 

Дидактическая игра: «Угадай, кто в домике живёт?»

Занятие: «Разложи фигуры по местам».

 

 

 

Игра: «Клубок для котёнка».

 

 

 

 

Игра с пуговицами: «Новогодняя ёлка».

 

 

 

Игра с прищепками: «Нарядим ёлку».

 

Игра с пластилином: «Украсим ёлку бусами».

 

 

 

 

Игра: «Сделаем бусы».

 

 

 

1

1

2

1

1

1

1

1

Январь

 

  

1-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3

Дикие животные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зима

 

1. Дальнейшие совершенствование мелкой моторики пальцев рук. Развитие зрительного внимания.

2.Развитие тактильных ощущений и чувств объёма. Знакомство с принципом разделения (сортировки) по категориям в зависимости от свойств.

3. Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой). 

4. Учить ребёнка дифференцировать звуки музыкальных инструментов.

1. Развитие умения

координировать движения пальцев ведущей руки; развитие пространственной ориентации.

2. Учить ребёнка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застёгивать одежду с помощью застёжки-липучки.

3. Развивать у детей зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

4. Совершенствование движений кисти и пальцев рук.

5. Развитие воображения, стимуляция больших указательных пальцев обеих рук.

Игра: «Ёжик потерял иголки».

 

 

 

 Игра: «Угостим зверей»- сортировка.

 

 

 

 

 Игра: «Построй домик».

 

 

 Игра: «Кто играет?».

 

Игра:

«Белый снег» - мозаика.

 

 

 

 

Игра:

«Найди пару».

 

 

 

 

Игра:

«Цветные горки».

 Игра: «Зима».

 

 

Игра: «Спрячем мишку в сугроб».

 

 

1

1

1

1

1

2

1

1

1

Февраль

1-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-4

Зимние забавы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зимняя одежда

1.Развивать умения захватывать предмет всей ладонью, бросать в цель.

2. Развитие умения выкладывать несложные предметы в горизонтальной плоскости; развитие мелкой моторики пальцев рук.

3. Развитие умения различать на ощупь фактуру предметов (шершавую и гладкую «дорожки»); развитие умения ощупывать «дорожку» двумя пальцами ведущей руки.

4.Развивать ориентировку на форму предметов.

1. Развитие координации движений, тактильного восприятия.

2. Дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; выработка умения ориентироваться на листе бумаги.

3. Развивать тактильные ощущения.

 

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Игра: «Бросание снежков в корзину».

 

Игра: «снеговик» - выкладывание по образцу.

 

 

 

 

Игра: «Ходим в гости».

 

 

 

 

 

 

Игра: «Разложи».

Игра: «Сушим рукавички».

 

 

Игра: «Украсим рукавичку».

 

 

 

Игра: «Найди такой же лоскуток».

 

Игра: «Застегни одежду».

1

1

1

2

1

1

1

1

Март

1-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-4

Наша мама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посуда

1. Формировать способ действия: раскатывать тесто между двумя ладонями.

2. Развивать у ребёнка зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

3. Развивать у ребёнка зрительную ориентировку на количественный признак (много – мало).

4. Учить ребёнка образовывать множество из отдельных предметов.

1. Учить собирать целые предметы из отдельных частей; развивать мышление.

2. Знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями: большой, маленький, средний по величине.

3. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.

4. Формировать у ребёнка самостоятельные действия: учить мыть посуду.

Игра: «Испечём для мамы пирожки».

 

Игра: «Наведём порядок».

 

 

 

 

 

 

Игра: «Заполни кувшин».

 

 

 

Игра: «Посади цветы».

 

 

Игра: «Собери чашку».

 

 

Игра: «Покормим кукол».

 

 

 

 

 

Игра: «Угадай что в ящике».

 

Игра: «Вымой посуду».

 

1

1

1

1

1

1

1

1

Апрель

1-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-4

Весна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деревья, цветы

1. Знакомить с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформировать правила безопасности.

2. Развивать умение выкладывать несложные плоскостные предметы в горизонтальной плоскости.

3. Развивать умение рисовать пальцами, используя приём примакивания.

4. Развивать речевое дыхание, умение чередовать длительный, плавный и сильный выдохи, способствовать развитию слухового внимания, умение действовать по речевому сигналу взрослого.

1. Дальнейшее развитие зрительного внимания; совершенствование мелкой моторики пальцев рук (пинцетного захвата мелких крупинок гречки); совершенствование ориентации ребёнка на листе бумаги (вверху, внизу).

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движения, стимуляция движения больших и указательных пальцев обеих рук.

3. Развивать у ребёнка зрительную ориентировку на цвет предметов (такой – не такой).

4. Развитие мелкой моторики, координации движения, умения втыкать спички в пластилиновый комочек.

Игра: «Ледяное царство».

 

 

 

 

Игра: «Солнце светит ярко-ярко».

 

 

 

Игра: «Дождик».

 

 

Игра: «Кораблик».

 

 

 

 

 

 

 

Игра: «Почки – листочки».

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра: «Подари берёзе листочки».

 

 

 

Игра: «Бабочки».

 

 

 

 

Игра: «Красивый одуванчик».

1

1

1

1

1

1

1

1

Май

1-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-4

Обувь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Транспорт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Развитие мелкой моторики, концентрация внимания, умения вкладывать шнурок в дырочку.

2. Развивать умения подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

3. Развитие мелкой моторики, координации движения.

4. Развивать умение подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.

1. Развивать умение отделять камешки от песка, мелкую моторику пальцев обеих рук.

2. Развивать умение обследовать геометрические формы.

3. Развитие умения узнавать на ощупь гладкую и шершавую поверхность.

Игра: «Шнуровка».

 

 

 

Игра: «Найди пару».

 

Игра: «Чудо дерево».

 

Игра: «Почтовый ящик».

 

 

Игра: «Грузим камешки в грузовик».

 

Игра: «Катится, не катится».

 

Игра: «Кораблик плывёт, а машина едет».

1

1

1

1

1

1

1

    Диагностика     72


Литература.

1. Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж «Учитель», 2004.

3. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Стребелевой Е. А., Мишиной Г. А. – 2-3 изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.

4. Матвеева Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет. – М.: АРКТИ, 2005.

5. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Глубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2004.

7. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Серебряковой Н.В. – СПб.: КАРО, 2005.

8. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

9. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

10. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста – от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательство «Речь», 2003.

12. Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет. – М.: АРКТИ, 2005.

13. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

14. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2005.

15. Григорьева Г.Г. Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 2003.

16. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика-Синтез, 2003.

17. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем. (Развитие общей моторики). – СПб.: «Паритет», 2003.

18. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

19. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов

/ - Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

1. Авдеева И.С., БорисенкоМ.Г., Лукина Н.А. Помоги мне сделать самому. – СПб.: «Паритет», 2003. – 112с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 1997.

3. Головчиц Л.А. Возможности дифференциации обучения и воспитания слабослышащих детей.// Дефектология. – 1991. - № 2. – с. 45 – 52.

4. Гонеев А.Д., Сластенина В.А. Основы коррекционной педагогики:

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений М.: Академия, 2001 – 280 с.

5. Дименштейн М.С. «Педагогика, которая лечит» - Теревинф,2008.

6. Дьячкова А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей Академия педагогических наук. – М.: Просвещение, 2002 – 387 с.

7.Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А.

Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей. – М.: Просвещение, 2000 – 192 с.

8. Мудрик А.В.Социальная педагогика. – М., 2002 – 378 с.

9. Назарова Н.М. Специальная педагогика. – М.: Издательский центр"Академия", 2000 – 368 с.

10. Носкова Л.П. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003 – 253 с.

11. Ньюмен С. «Игры и занятия с особым ребенком» - Теревинф,2011.

12. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта.2003 – 156 с.

13.Пузанов Б.П. Селиверстов В.И, Шаховская С.Н., Костенкова Ю.А.Коррекционная педагогика:

Основы обучения и воспитания детей сотклонениями в развитии.- М.: Издательский центр "Академия", 2001 – 165 с.

15. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта.2003 – 156 с.

16. Сумнительная С.И. Вижу, слышу, чувствую. – ООО Издательский дом «Карапуз», 2012г.

17. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие: Изд. второе, переработанное и дополненное. - Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 218 с.

18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2-х частях. – М.: Альфа. 2003 – 217 с.