Программа "Сенсорное развитие"
- Подробности
- Обновлено 29.06.2022 09:32
- Опубликовано 29.06.2022 06:46
- Просмотров: 49
УТВЕРЖДАЮ:
директор государственного казенного учреждения
социального обслуживания Московской области
«Наро-Фоминский реабилитационный центр для детей
и подростков с ограниченными возможностями
«Сказка»
А.А. Ланкина
«11» января 2022 г.
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Наро-Фоминский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сказка»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»
( для детей 3-7 лет)
Разработчик программы – Белокурова Т.Ю., заведующий отделением психолого-педагогической помощи
Пояснительная записка
Уже более ста лет в мире применяется педагогическая методика Монтессори, названная так в честь известного итальянского врача и педагога Марии Монтессори. В настоящее время эта методика чаще всего применяется для раннего развития обычных детей, однако изначально она предназначалась для детей с ограниченными возможностями. Основная цель этой методики заключается в создание сенсорного пространства (среды), где ребенок сам при минимальном вмешательстве взрослого будет развиваться. Главный девиз методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
Мария Монтессори отмечала, что в развитии человека существуют определенные периоды восприятия мира, причем в детском возрасте существуют т.н. сенситивные (наиболее благоприятные) периоды, которые во взрослом возрасте уже не повторяются. Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков центральной нервной системы. Знание этих периодов позволяет создавать вокруг ребенка необходимую среду, что позволяет развивать навыки, которые связаны с развитием определенных структур мозга, что очень эффективно при обучении детей с отставанием в психическом развитии.
Так, развитие речи происходит от 0 до 6 лет, сенсорное развитие - до 5,5 лет, социальные навыки возникают и утверждаются от 2,5 до 6 лет, от 0 до 3 лет происходит формирование отношений со взрослыми и восприятия порядка.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Именно дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые и известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних форм предметов (система геометрических форм, шкала величин, спектр цветов). Усвоение сенсорных талонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве, единицы измерения при оценке свойств предметов.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной куль туры.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка является игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для них, в практической деятельности. Следовательно, главное в дошкольном возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.
Актуальность.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Цель программы: Обогащение сенсорного (чувственного) опыта и развитие мелкой моторики для дальнейшей социализации и адаптации.
Задачи:
-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
-формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
-воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).
Направления моей работы:
-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
-обучение способам обследования предметов
-развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).
Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:
1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Основные методы и формы обучения детей:
1. Занятия.
2. Игровые образовательные ситуации.
3. Работа с предметными и сюжетными картинками.
4. Дидактические игры.
5. Упражнения на развитие мелкой моторики.
Адресность:
Программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет с различным уровнем психического, познавательного и речевого развития, в том числе с задержкой психического развития.
Ожидаемые результаты:
- Получение навыков узнавания, различения и называния предметов окружающего мира.
- Активное использование познавательной функции руки.
- Усвоение сенсорных эталонов.
- Высокий уровень развития восприятия (зрительное, тактильное, слуховое).
- Развитие координации, локализации, точности движений, зрительно- двигательных связей.
- Проявление в деятельности внимания и усидчивости.
Средства реализации:
- занятия проводятся индивидуально или с группой детей;
- продолжительность занятия 30 минут;
- оптимальная периодичность встреч— 1-2 раза в неделю;
- тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретных детей, но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем, и обязательно оставлять время на закрепление приобретенных навыков;
- перед началом и в конце занятий проводится диагностика.
Перспективный план
Месяц | Неделя | Тема | Задачи | Количество занятий |
ФОРМА | ||||
Сентябрь |
Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития. Диагностика детей. |
|||
Октябрь | 1 неделя |
Дидактическая игра «Собери пирамидку из колец». |
Закреплять представления об отношениях по форме, учить располагать в порядке убывания. | 1 |
2 неделя |
Дидактическая игра «У кого такая же?». |
Познакомить детей с формами: круг и овал; учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры). | 1 | |
3 неделя |
Дидактическая игра «Найди такую же». |
Учить детей группировать предметы, имеющие одинаковую форму. | 1(и*) | |
4 неделя |
Дидактическая игра «Найди что-нибудь круглое». |
Закреплять представления о формах, учить подбирать фигуры по образцу. |
1 | |
Ноябрь | 1 неделя |
Дидактическая игра «Собери бусы». |
Учить чередовать предметы по форме. | 1 |
2 неделя |
Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы». |
Учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. | 1 | |
3 неделя |
Дидактическая игра «Подбери по форме». |
Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других признаков. |
1 | |
4 неделя |
Лепка «Шарики». |
Развивать моторную ловкость рук. | 1 | |
Декабрь | 1 неделя |
Дидактическая игра «Подбери фигуру». |
Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. | 1 |
2 неделя |
Дидактическая игра «Выложи по образцу» работа с набором плоскостных геометрических форм, разными крышками. |
Учить детей располагать предметы по образцу. | 1(и*) | |
3 неделя |
Дидактическая игра «У зайки день рожденья, готовим угощенье». |
Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. | 1 | |
4 неделя | «Украсим ёлочку». | Учить детей рисовать предметы круглой, овальной формы. | 1 | |
Январь | 2 неделя |
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». |
Продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы. |
1 |
3 неделя |
Дидактическая игра «Найди предмет указанной формы» |
Учить находить картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму. | 1 | |
4 неделя |
Дидактическая игра «Почтовый ящик» |
Учить подбирать нужные формы | 1 | |
Февраль | 1 неделя |
Дидактическая игра «Сложи снеговика». |
Упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. | 1 |
2 неделя |
Выкладывание домика по контуру на пластилиновую основу. |
Закреплять знания детей о форме. | 1 | |
3 неделя |
Дидактическая игра «Подбери к шарикам круги». |
Соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар). | 1 | |
4 неделя |
«Нарисуй на манке фигуру». |
Развитие мелкой моторики, закрепить названия фигур. | 1(и*) | |
Март | 1 неделя |
Дидактическая игра «Что в мешочке лежит?». |
Закреплять знания детей о форме. | 1 |
2 неделя | Работа с разрезными картинками. | Учить составлять из частей геометрические фигуры. | 1 | |
3 неделя |
Дидактическая игра «Геометрическое лото». |
Ознакомление детей со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической формой. | 1 | |
4 неделя | Дидактическая игра «Сделай картинку». | Учить детей составлять картинку из разных частей. | 1 | |
Апрель | 1 неделя |
Дидактическая игра «В стране фигурок». |
Закреплять знания детей о форме, учить подбирать предметы по геометрическому образцу. | 1(и*) |
2 неделя |
Дидактическая игра «Найди в песке шарик»- игры с песком. |
Учить выполнять простые инструкции, различать предметы на ощупь. | 1 | |
3 неделя |
Дидактическая игра «Собери картинку». |
Учить детей видеть форму в предмете, составлять целое из геометрических фигур | 1 | |
4 неделя |
Дидактическая игра «Починим коврики». |
Развивать зрительную ориентировку на форму предметов | 1 | |
ВЕЛИЧИНА | ||||
Октябрь |
1 неделя |
Дидактическая игра «Собери матрешку». |
Учить детей устанавливать отношение предметов по величине. | 1 |
2 неделя |
Дидактическая игра «Сложи бочонки». |
Закреплять умение устанавливать соотношения предметов по величине. | 1 | |
3 неделя |
Дидактическая игра «Разложи яблоки по величине». |
Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. | 1(и*) | |
4 неделя |
Дидактическая игра «Собери башенку». |
Закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания. | 1 | |
Ноябрь |
1 неделя |
Дидактическая игра «Подбери одежду для куклы». |
Соотносить предметы по величине. | 1 |
2 неделя |
Дидактическая игра «Найди такое же колечко». |
Учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания. | 1 | |
3 неделя |
Дидактическая игра «Что привез Мишутка?» |
Формировать представления о величине. | 1 | |
4 неделя |
Дидактическая игра «Новоселье у куклы Наташи». |
Учить детей определять величину предмета. | 1(и*) | |
Декабрь | 1 неделя |
Дидактическая игра «Башня из кубиков». |
Учить детей сравнивать несколько объектов по величине и располагать их по убывающей величине. | 1 |
2 неделя |
Дидактическая игра «Разложи собачек по росту». |
Учить детей располагать предметы по убывающей величине. | 1 | |
3 неделя |
Дидактическая игра «Спрячь шарик в ладошках». |
Соотносить действия с величиной. | 1 | |
4 неделя |
Дидактическая игра «Ежик». |
Учить детей соотносить предметы по величине, закреплять знания слов «больше», «меньше». | 1 | |
Январь |
2 неделя |
Дидактическая игра «Подбери машинку для мишки». |
Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине. | 1 |
3 неделя |
Дидактическая игра «В какую коробку положить» |
Учить распределять игрушки в зависимости от размера. | 1 | |
4 неделя |
Дидактическая игра «Где моё место?» |
Продолжать знакомить с величиной в ходе практических действий с | 1 | |
Февраль |
1 неделя |
Дидактическая игра «Разные круги». |
Учить детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины. | 1 |
2 неделя |
Дидактическая игра «Платочек для куклы» |
Учить определять предметы по фактуре материала (тип ткани), по размеру. | 1(и*) | |
3 неделя |
Дидактическая игра «Кому какой?». |
Упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине. | 1 | |
4 неделя |
Дидактическая игра «Рыбалка» |
Формировать зрительно-двигательную координацию, развивать зрительную ориентировку на величину. | 1 | |
Март | 1 неделя |
Дидактическая игра «Разрезанные картинки» |
Учить детей составлять предмет из частей. | 1 |
2 неделя |
Дидактическая игра «Кто высокий?». |
Учить детей понимать относительность высоты предмета. | 1 | |
3 неделя |
Дидактическая игра «Построим дом». |
Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. | 1 | |
4 неделя |
Дидактическая игра «Кукле Кате пора спать». |
Развивать глазомер при выборе предметов. | 1 | |
Апрель | 1 неделя |
Дидактическая игра «Длинное-короткое». |
Формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины | 1 |
2 неделя |
Дидактическая игра «Широкое - узкое». |
Формировать у детей восприятие новых качеств величины. | 1 | |
3 неделя |
Дидактическая игра «Веселые матрешки». |
Учить детей различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. | 1 | |
4 неделя |
Дидактическая игра «Сортировка природного материала» |
Учить сортировать по размеру. | 1 | |
ЦВЕТ | ||||
Октябрь | 1 неделя |
Дидактическая игра «Разложи фигуры по цвету». |
Закреплять представления о шести цветах, закреплять названия цветов спектра. |
1 |
2 неделя |
Дидактическая игра «Собери овощи». |
Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. | 1 | |
3 неделя |
Дидактическая игра «Собери фрукты по цвету». |
Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. | 1 | |
4 неделя |
Дидактическая игра «Спрячь мышку». |
Закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии. | 1(и*) | |
Ноябрь | 1 неделя |
Дидактическая игра «Что нужно куколке красавице?». |
Дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. |
1 |
2 неделя |
Дидактическая игра «Подбери машинку по цвету». |
Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету. | 1 | |
3 неделя |
Дидактическая игра «Что подарила бабушка?». |
Закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов. |
1(и*) | |
4 неделя |
Дидактическая игра «Построим разноцветный забор». |
Группировать предметы по цвету. | 1 | |
Декабрь | 1 неделя |
Дидактическая игра «Украсим елочку». |
Группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет | 1 |
2 неделя | «Создать конструкцию так, чтобы верхняя деталь была зеленой»- работа с лего-материалом. |
Закрепить цвета, умения действовать по словесной инструкции. | 1 | |
3 неделя |
Дидактическая игра «Двойняшки». |
Учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков. | 1 | |
4 неделя |
Дидактическая игра «Разложи по коробочкам» |
Учить находить предмет определённого цвета | 1 | |
Январь | 2 неделя |
Дидактическая игра «Выложи по образцу». |
Вырабатывать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур на плоскости. |
1 |
3 неделя | «Снежинки» - работа с разноцветной мозаикой. | Группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет. | 1 | |
4 неделя |
«Разноцветные палочки» - работа со счётными палочками. |
Учить сортировать предметы по цвету | 1 | |
Февраль | 1 неделя |
Дидактическая игра «Выкладывание орнамента». |
Выработать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур. | 1 |
2 неделя |
Дидактическая игра «Шарфик для куклы» |
Учить делать надрезы по пунктирным линиям на цветных полосках. | 1(и*) | |
3 неделя |
Дидактическая игра «Чередование флажков». |
Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету. | 1 | |
4 неделя | Подвижная игра «Бегите ко мне» | Закрепить цвета, умения действовать по словесной инструкции. | 1 | |
Март | 1 неделя |
Дидактическая игра «Окраска воды». |
Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте. | 1 |
2 неделя |
Дидактическая игра «Платочек» - игра с прищепками. |
Развивать зрительно-двигательную координацию, силу пальцев рук. | 1 | |
3 неделя |
Дидактическая игра «Найди в группе игрушки красного (зелёного) цвета». |
Выявлять способности устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закреплять знания детей об оттенках цвета. | 1 | |
4 неделя |
Дидактическая игра «Художники» |
Совершенствовать умение детей находить в предметах определённый цвет. | 1 | |
Апрель | 1 неделя |
Дидактическая игра «Мозаика». |
Учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета. | 1 |
2 2 неделя |
Дидактическая игра «Полосатые коврики». |
Учить детей практически применять знания, полученные ранее, сравнивать по цвету. | 1 | |
3 неделя |
Дидактическая игра «Что нужно кукле?». |
Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона. | 1 | |
4 неделя |
Дидактическая игра «Пуговичные бусы» |
Учить выкладывать по образцу. | 1 | |
всего 72 |
||||
Май |
Повторение и закрепление пройденного материала. Диагностика |
и* - индивидуально.
Литература:
1. Авдеева И.С., БорисенкоМ.Г., Лукина Н.А. Помоги мне сделать самому. – СПб.: «Паритет», 2003. – 112с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 1997.
3. Головчиц Л.А. Возможности дифференциации обучения и воспитания слабослышащих детей.// Дефектология. – 1991. - № 2. – с. 45 – 52.
4. Гонеев А.Д., Сластенина В.А. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений М.: Академия, 2001 – 280 с.
5. Дименштейн М.С. «Педагогика, которая лечит» - Теревинф,2008.
6. Дьячкова А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей Академия педагогических наук. – М.: Просвещение, 2002 – 387 с.
7.Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей. – М.: Просвещение, 2000 – 192 с.
8. Мудрик А.В.Социальная педагогика. – М., 2002 – 378 с.
9. Назарова Н.М. Специальная педагогика. – М.: Издательский центр"Академия", 2000 – 368 с.
10. Носкова Л.П. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003 – 253 с.
11. Ньюмен С. «Игры и занятия с особым ребенком» - Теревинф,2011.
12. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта.2003 – 156 с.
13. Пузанов Б.П. Селиверстов В.И, Шаховская С.Н., Костенкова Ю.А. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.- М.: Издательский центр "Академия", 2001 – 165 с.
14. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта.2003 – 156 с.
15. Сумнительная С.И. Вижу, слышу, чувствую. – ООО Издательский дом «Карапуз», 2012г.
16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2-х частях. – М.: Альфа. 2003 – 217 с.
17. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие: Изд. второе, переработанное и дополненное. - Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 218 с.
Информация
Социальные услуги, порядок предоставления
Политика обработки и защиты персональных данных
Структура, управление, сотрудники РЦ "Сказка"
Информация, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 г. №1239
Численность получателей, наличие свободных мест
Финансово-хозяйственная деятельность