Программа "Сенсорное развитие"

sd.jpg

УТВЕРЖДАЮ:

директор государственного казенного учреждения

социального обслуживания Московской области

«Наро-Фоминский реабилитационный центр для детей

и подростков с ограниченными возможностями

«Сказка»

 А.А. Ланкина

«11»            января          2022 г.

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Наро-Фоминский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сказка»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»

( для детей 3-7 лет)

Разработчик программы – Белокурова Т.Ю., заведующий отделением психолого-педагогической помощи

Пояснительная записка

Уже более ста лет в мире применяется педагогическая методика Монтессори, названная так в честь известного итальянского врача и педагога Марии Монтессори. В настоящее время эта методика чаще всего применяется для раннего развития обычных детей, однако изначально она предназначалась для детей с ограниченными возможностями. Основная цель этой методики заключается в создание сенсорного пространства (среды), где ребенок сам при минимальном вмешательстве взрослого будет развиваться. Главный девиз методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Мария Монтессори отмечала, что в развитии человека существуют определенные периоды восприятия мира, причем в детском возрасте существуют т.н. сенситивные (наиболее благоприятные) периоды, которые во взрослом возрасте уже не повторяются. Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков центральной нервной системы. Знание этих периодов позволяет создавать вокруг ребенка необходимую среду, что позволяет развивать навыки, которые связаны с развитием определенных структур мозга, что очень эффективно при обучении детей с отставанием в психическом развитии.

Так, развитие речи происходит от 0 до 6 лет, сенсорное развитие - до 5,5 лет, социальные навыки возникают и утверждаются от 2,5 до 6 лет, от 0 до 3 лет происходит формирование отношений со взрослыми и восприятия порядка.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Именно дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые и известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. 

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних форм предметов (система геометрических форм, шкала величин, спектр цветов). Усвоение сенсорных талонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве, единицы измерения при оценке свойств предметов. 

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной куль туры.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка является игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для них, в практической деятельности. Следовательно, главное в дошкольном возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.

 Актуальность. 

 Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий. 

 Цель программы: Обогащение сенсорного (чувственного) опыта и развитие мелкой моторики для дальнейшей социализации и адаптации.

 Задачи:

-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

-формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

-воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).

Направления моей работы:

-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)

-обучение способам обследования предметов

-развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:

1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.

2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.

3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.

Основные методы и формы обучения детей:

1. Занятия.

2. Игровые образовательные ситуации.

3. Работа с предметными и сюжетными картинками.

4. Дидактические игры.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

Адресность:

Программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет с различным уровнем психического, познавательного и речевого развития, в том числе с задержкой психического развития.

Ожидаемые результаты:

- Получение навыков узнавания, различения и называния предметов окружающего мира.

- Активное использование познавательной функции руки.

- Усвоение сенсорных эталонов.

- Высокий уровень развития восприятия (зрительное, тактильное, слуховое).

- Развитие координации, локализации, точности движений, зрительно- двигательных связей.

- Проявление в деятельности внимания и усидчивости.

Средства реализации:

- занятия проводятся индивидуально или с группой детей;

- продолжительность занятия 30 минут;

- оптимальная периодичность встреч— 1-2 раза в неделю;

- тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретных детей, но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем, и обязательно оставлять время на закрепление приобретенных навыков;

- перед началом и в конце занятий проводится диагностика.

Перспективный план

Месяц Неделя Тема Задачи Количество занятий
ФОРМА
Сентябрь    

Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития.

Диагностика детей.

 
Октябрь 1 неделя

Дидактическая игра

 «Собери пирамидку из колец».

Закреплять представления об отношениях по форме, учить располагать в порядке убывания. 1
2 неделя

Дидактическая игра

«У кого такая же?».

Познакомить детей с формами: круг и овал; учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры). 1
3 неделя

Дидактическая игра

«Найди такую же». 

Учить детей группировать предметы, имеющие одинаковую форму. 1(и*)
4 неделя

Дидактическая игра

«Найди что-нибудь круглое».

Закреплять представления о формах, учить подбирать фигуры по образцу.

1
Ноябрь 1 неделя

Дидактическая игра

«Собери бусы».

Учить чередовать предметы по форме. 1
2 неделя

Дидактическая игра

«Найди предмет такой же формы».

Учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. 1
3 неделя

 Дидактическая игра

«Подбери по форме».

Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других признаков.

1
4 неделя

Лепка

«Шарики».

Развивать моторную ловкость рук. 1
Декабрь 1 неделя

Дидактическая игра

«Подбери фигуру».

Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. 1
2 неделя

Дидактическая игра

«Выложи по образцу» работа с набором плоскостных геометрических форм, разными крышками.

Учить детей располагать предметы по образцу. 1(и*)
3 неделя

Дидактическая игра

«У зайки день рожденья, готовим угощенье».

Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. 1
4 неделя «Украсим ёлочку».   Учить детей рисовать предметы круглой, овальной формы. 1
Январь 2 неделя

Дидактическая игра

«Чудесный мешочек».

Продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.

1
3 неделя

Дидактическая игра

«Найди предмет указанной формы»

Учить находить картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму. 1
4 неделя

Дидактическая игра

«Почтовый ящик»

Учить подбирать нужные формы 1
Февраль 1 неделя

Дидактическая игра

«Сложи снеговика».

Упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. 1
2 неделя

Выкладывание домика по контуру на пластилиновую основу.

Закреплять знания детей о форме. 1
3 неделя

Дидактическая игра

«Подбери к шарикам круги».

Соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар). 1
4 неделя

«Нарисуй на манке фигуру».

Развитие мелкой моторики, закрепить названия фигур. 1(и*)
Март 1 неделя

Дидактическая игра

«Что в мешочке лежит?».

Закреплять знания детей о форме. 1
2 неделя Работа с разрезными картинками. Учить составлять из частей геометрические фигуры. 1
3 неделя

Дидактическая игра «Геометрическое лото».

Ознакомление детей со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической формой. 1
4 неделя Дидактическая игра «Сделай картинку». Учить детей составлять картинку из разных частей. 1
Апрель 1 неделя

Дидактическая игра

«В стране фигурок».

Закреплять знания детей о форме, учить подбирать предметы по геометрическому образцу. 1(и*)
2 неделя

Дидактическая игра

«Найди в песке шарик»- игры с песком.

Учить выполнять простые инструкции, различать предметы на ощупь. 1
3 неделя

Дидактическая игра

«Собери картинку».

Учить детей видеть форму в предмете, составлять целое из геометрических фигур 1
4 неделя

Дидактическая игра

«Починим коврики».

Развивать зрительную ориентировку на форму предметов 1
ВЕЛИЧИНА

Октябрь

1 неделя

Дидактическая игра

«Собери матрешку».

Учить детей устанавливать отношение предметов по величине. 1
2 неделя

Дидактическая игра

«Сложи бочонки».

Закреплять умение устанавливать соотношения предметов по величине. 1
3 неделя

Дидактическая игра

«Разложи яблоки по величине».

Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. 1(и*)
4 неделя

Дидактическая игра

«Собери башенку».

Закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания. 1

Ноябрь

1 неделя

Дидактическая игра

«Подбери одежду для куклы».

Соотносить предметы по величине. 1
2 неделя

Дидактическая игра

«Найди такое же колечко».

Учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания. 1
3 неделя

Дидактическая игра

«Что привез Мишутка?»

Формировать представления о величине. 1
4 неделя

Дидактическая игра

«Новоселье у куклы Наташи».

Учить детей определять величину предмета. 1(и*)
Декабрь 1 неделя

Дидактическая игра

«Башня из кубиков».

Учить детей сравнивать несколько объектов по величине и располагать их по убывающей величине. 1
2 неделя

Дидактическая игра

«Разложи собачек по росту».

Учить детей располагать предметы по убывающей величине. 1
3 неделя

Дидактическая игра

«Спрячь шарик в ладошках».

Соотносить действия с величиной. 1
4 неделя

Дидактическая игра

«Ежик».

Учить детей соотносить предметы по величине, закреплять знания слов «больше», «меньше». 1

Январь

2 неделя

Дидактическая игра

«Подбери машинку для мишки».

Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине. 1
3 неделя

Дидактическая игра

«В какую коробку положить»

Учить распределять игрушки в зависимости от размера. 1
4 неделя

Дидактическая игра

«Где моё место?»

Продолжать знакомить с величиной в ходе практических действий с 1

Февраль

1 неделя

Дидактическая игра

«Разные круги».

Учить детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины. 1
2 неделя

Дидактическая игра

«Платочек для куклы»

Учить определять предметы по фактуре материала (тип ткани), по размеру. 1(и*)
3 неделя

Дидактическая игра

«Кому какой?».

Упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине. 1
4 неделя

Дидактическая игра

«Рыбалка»

Формировать зрительно-двигательную координацию, развивать зрительную ориентировку на величину. 1
Март 1 неделя

Дидактическая игра

«Разрезанные картинки»

Учить детей составлять предмет из частей. 1
2 неделя

Дидактическая игра

«Кто высокий?».

Учить детей понимать относительность высоты предмета. 1
3 неделя

Дидактическая игра

«Построим дом».

Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. 1
4 неделя

Дидактическая игра

«Кукле Кате пора спать».

Развивать глазомер при выборе предметов. 1
Апрель 1 неделя

Дидактическая игра

«Длинное-короткое».

Формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины 1
2 неделя

Дидактическая игра

«Широкое - узкое».

Формировать у детей восприятие новых качеств величины. 1
3 неделя

Дидактическая игра

«Веселые матрешки».

Учить детей различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. 1
4 неделя

Дидактическая игра

«Сортировка природного материала»

Учить сортировать по размеру. 1
ЦВЕТ
Октябрь 1 неделя

Дидактическая игра

«Разложи фигуры по цвету».

Закреплять представления о шести цветах, закреплять названия цветов спектра.

1
2 неделя

Дидактическая игра

«Собери овощи».

Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. 1
3 неделя

Дидактическая игра

«Собери фрукты по цвету».

Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. 1
4 неделя

Дидактическая игра

«Спрячь мышку».

Закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии. 1(и*)
Ноябрь 1 неделя

Дидактическая игра

«Что нужно куколке красавице?».

Дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.

1
2 неделя

Дидактическая игра

«Подбери машинку по цвету».

Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету. 1
3 неделя

Дидактическая игра

«Что подарила бабушка?».

Закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

1(и*)
4 неделя

Дидактическая игра

«Построим разноцветный забор».

Группировать предметы по цвету. 1
Декабрь 1 неделя

Дидактическая игра

«Украсим елочку».

Группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет 1
2 неделя «Создать конструкцию так, чтобы верхняя деталь была зеленой»- работа с лего-материалом.
Закрепить цвета, умения действовать по словесной инструкции. 1
3 неделя

Дидактическая игра

«Двойняшки».

Учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков. 1
4 неделя

Дидактическая игра

«Разложи по коробочкам»

Учить находить предмет определённого цвета 1
Январь 2 неделя

Дидактическая игра

«Выложи по образцу».

Вырабатывать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур на плоскости.

1
3 неделя «Снежинки» - работа с разноцветной мозаикой. Группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет. 1
4 неделя

«Разноцветные палочки» - работа со счётными палочками.

Учить сортировать предметы по цвету 1
Февраль 1 неделя

Дидактическая игра

«Выкладывание орнамента».

Выработать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур. 1
2 неделя

Дидактическая игра

«Шарфик для куклы»

Учить делать надрезы по пунктирным линиям на цветных полосках. 1(и*)
3 неделя

Дидактическая игра

«Чередование флажков».

Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету. 1
4 неделя Подвижная игра «Бегите ко мне» Закрепить цвета, умения действовать по словесной инструкции. 1
Март 1 неделя

Дидактическая игра

«Окраска воды».

Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте. 1
2 неделя

Дидактическая игра

«Платочек» - игра с прищепками.

Развивать зрительно-двигательную координацию, силу пальцев рук. 1
3 неделя

Дидактическая игра

«Найди в группе игрушки красного (зелёного) цвета».

Выявлять способности устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закреплять знания детей об оттенках цвета. 1
4 неделя

Дидактическая игра

«Художники»

Совершенствовать умение детей находить в предметах определённый цвет. 1
Апрель 1 неделя

Дидактическая игра

«Мозаика».

Учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета. 1
2 2 неделя

Дидактическая игра

«Полосатые коврики».

Учить детей практически применять знания, полученные ранее, сравнивать по цвету. 1
3 неделя

Дидактическая игра

«Что нужно кукле?».

Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона. 1
4 неделя

Дидактическая игра

«Пуговичные бусы»

Учить выкладывать по образцу. 1
 

всего

72

Май  

Повторение и закрепление пройденного материала.

Диагностика

 

и* - индивидуально.

 Литература: 

1. Авдеева И.С., БорисенкоМ.Г., Лукина Н.А. Помоги мне сделать самому. – СПб.: «Паритет», 2003. – 112с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 1997.

3. Головчиц Л.А. Возможности дифференциации обучения и воспитания слабослышащих детей.// Дефектология. – 1991. - № 2. – с. 45 – 52.

4. Гонеев А.Д., Сластенина В.А. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений М.: Академия, 2001 – 280 с.

5. Дименштейн М.С. «Педагогика, которая лечит» - Теревинф,2008.

6. Дьячкова А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей Академия педагогических наук. – М.: Просвещение, 2002 – 387 с.

7.Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей. – М.: Просвещение, 2000 – 192 с.

8. Мудрик А.В.Социальная педагогика. – М., 2002 – 378 с.

9. Назарова Н.М. Специальная педагогика. – М.: Издательский центр"Академия", 2000 – 368 с.

10. Носкова Л.П. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003 – 253 с.

11. Ньюмен С. «Игры и занятия с особым ребенком» - Теревинф,2011.

12. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта.2003 – 156 с.

13. Пузанов Б.П. Селиверстов В.И, Шаховская С.Н., Костенкова Ю.А. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с  отклонениями в развитии.- М.: Издательский центр "Академия", 2001 – 165 с.

14. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта.2003 – 156 с.

15. Сумнительная С.И. Вижу, слышу, чувствую. – ООО Издательский дом «Карапуз», 2012г.

16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2-х частях. – М.: Альфа. 2003 – 217 с.

17. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие: Изд. второе, переработанное и дополненное. - Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 218 с.